Мы начинаем публикацию новых видео проекта о традиционном костюме русского населения Южного Урала «Уральский взгляд». Год назад Центр традиционной культуры Южного Урала совместно с Государственным историческим музеем Южного Урала запустил видеопроект, в котором показаны костюмы из фондового собрания музея и их современные реплики. Проект вызвал большой интерес, поэтому мы решили продолжить и пригласили к сотрудничеству несколько муниципальных музеев, чтобы показать красоту и разнообразие костюма нашего региона. Новый выпуск посвящён старинному женскому наряду с косоклинным сарафаном и кокошником. Дольше всего он сохранялся у «заводских», то есть жителей уральских заводов, среди которых было большое количество старообрядцев. Косоклинным сарафан называют из-за того, что он составлен из нескольких прямых полотнищ, расширенных дополнительными клиньями. Старинные сарафаны шились полностью распашными, а к концу XIX века расстёгиваться могла только верхняя часть, или вовсе застёжка была декоративным элементом. Праздничные сарафаны шили из дорогих материй: жаккардовой шерсти и шёлка, отделывались галунами. В краеведческом музее Миасского городского округа хранится косоклинный сарафан и кисейная рубаха, переданные Анной Васильевной Зайцевой. Вещи принадлежали её матери. Судя по всему, предметы перешивались. Возможно, владелица носила их достаточно долго, так как в среде старообрядцев косоклинные сарафаны бытовали и в XX веке. В книге «Южный Урал» М. А. Круковского есть фотография, на которой изображена жительница Усть-Катава в косоклинном сарафане и кокошнике. Такие головные уборы замужних женщин были распространены по всей стране в XIX веке. Их формы и размеры были различными, объединяло их богатство материалов: бархат, парча, позументы. Круковский указывает в книге, что в начале XX века этот наряд считался старинным. К сожалению, кокошника в нашем музее не сохранилось, но есть другой уникальный предмет. Ценнейшая шёлковая фата, которую принято называть канаватной по месту Эль-Канават (ныне в Сирии), откуда привозились шёлковые ткани. Однако эти покрывала с азиатским колоритом имеют вполне русское происхождение: с середины XVIII века их начали ткать в Астрахани, а самое крупное производство существовало до середины XIX века в Коломне. Причудливые абровые узоры ткани, восточный растительный орнамент, вытканный золотными и серебряными нитями, делали канаватки популярными не только среди русских купчих и крестьянок, но и на рынках Средней Азии. Их считали гордостью семьи, берегли, передавали по наследству. В крупных столичных музеях сохранилось всего несколько десятков таких покрывал. А в фонды Государственного исторического музея Южного Урала фата поступила от жительницы Юрюзани, она принадлежала её бабушке, Анне Сергеевне Чумаковой. _____ Текст Эльвиры Дружининой Оператор, видеомонтаж Тимур Сафиуллин Модель Анастасия Андриевских Костюм шила и вышивала Евгения Ядрышникова, пояс работы Юлии Немтиновой. _____ #historicalmuseum74 #русские_традиции #традиция #челябинск #досуг #фольклор #яваснаучутрадициюлюбить #урал #южный_урал #цтк_южногоурала #движениектрадиции #Ядрышниковашьёт #фондинициатив74 Проект «Уральский взгляд: эстетика традиционного костюма» реализуется Центром традиционной культуры Южного Урала за счёт средств Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала.

Теги других блогов: традиции музеи культура